+7 908 259-59-98   ⋅  

44‑ФЗ и 223‑ФЗ предложили объединить. Зачем

22 мая

С 1993 года в России приняли около тысячи законов и постановлений в сфере закупок. В 44-ФЗ за 10 лет вносили поправки больше 100 раз — это один из самых меняемых законов в стране. Чтобы навести порядок в системе закупок, действующие законы нужно систематизировать и объединить. Такую идею озвучили в завершающий день форума «Госзаказ».

Инициатором систематизации законов выступил Союз закупщиков, объединяющий заказчиков, бизнес и экспертов в области закупок. Пока авторы конкретизируют предложения по унификации 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ, кратко пересказываем их суть.

Что такое кодификация законов

Для начала немного теории. Есть два вида систематизации законов:

  • инкорпорация — самый простой способ, механическое соединение законов в один документ;
  • кодификация — не просто объединение нормативно-правовых актов (НПА), но их попутная доработка: повторяющиеся положения убирают, нормы унифицируют, белые пятная заполняют содержанием.

По мнению Союза закупщиков, законам в сфере торгов нужна не инкорпорация, а именно кодификация.

Закупочное законодательство строится на балансе публичного и частного. Публичный интерес — потребность государства в удовлетворении своих нужд по адекватной стоимости. Частный интерес — реализация коммерческих целей бизнеса, участвующего в закупках. Таким образом, между интересами государства и бизнеса есть конфликт, и при кодификации законов о закупках нужно соблюсти между ними баланс. Ведь государственный интерес в сфере закупок может быть удовлетворен только за счет реализации интереса частного.

Кроме того, у любой кодификации законов должен быть несущий каркас — концепция. В Союзе закупщиков убеждены, что сегодня концепции закупок в России нет. Что-то похожее на концепции обсуждалось, когда готовился 44-ФЗ. Тогда существовала концепция ФАС (сохранить принципы 94-ФЗ) и концепция Минэкономразвития (опираться на зарубежный опыт). Действующий 44-ФЗ стал компромиссом этих двух подходов.

В чем польза от кодификации закупочных законов

По мнению авторов инициативы, кодекс закупок должен учитывать интересы всех участников торгов. Это предполагает синтез 44-ФЗ, 223-ФЗ, 275-ФЗ, подзаконных актов, региональных НПА и отраслевого законодательства (строительство, медицина и др.). Кроме того, нужно унифицировать правила мониторинга закупок со стороны контролирующих органов.

От создания кодекса в Союзе закупщиков видят позитивный эффект для всех участников закупок.

Для государства:

  • полный контроль движения средств — власти будут видеть, на что потрачен каждый бюджетный рубль;
  • экономия ресурсов и минимизация коррупционных рисков — за счет лучшего контроля и прозрачности;
  • автоматизация контроля за заказчиками и поставщиками — с помощью цифровизации процессов;
  • создание позитивного имиджа госзакупок — на фоне снижения числа коррупционных скандалов.

Для заказчика:

  • уменьшение количества заказчиков — за счет централизации и объединения типовых закупок;
  • упразднение закупочных комиссий, которые часто лишь имитируют деятельность;
  • снижение сроков заключения контрактов;
  • прямые закупки у российских производителей, а не посредников.

Для поставщика:

  • более оперативная оплата по контракту;
  • сокращение числа процедур отбора — благодаря унификации правил 44-ФЗ и 223-ФЗ;
  • сокращение издержек на обеспечение контракта, работу на ЭТП, подготовку заявок;
  • снижение демпинга в торгах;
  • появление гарантированного заказа на продукцию производителя;
  • дополнительные меры ответственности для недобросовестных поставщиков.

Авторы идеи отмечают, что кодификация законов не обязательно предполагает их попутное изменение, но, приступая к такой масштабной работе, было бы недальновидным оставить без решения наболевшие вопросы.

Когда ждать реальных изменений

Предполагается, что кодекс закупок будет состоять из трех частей:

  • общей — регулирует процесс закупок, контроль и аудит;
  • специальной — особенности для корпоративных торгов;
  • процедурной — конкурентные и неконкурентные способы отбора, расчет цены, работа на площадках.

Рабочая группа планирует представить конкретные предложения по кодификации законов к сентябрю 2025 года. Впрочем, реализация инициативы вызывает сомнения. Уже в первый день форума «Госзаказ» замминистра финансов Алексей Лавров (курирует 44-ФЗ) заявил, что система работает хорошо и революции в закупках в ближайшие годы не предвидится.

Источник: https://zakupki.kontur.ru/site/articles/51251-44fz_i_223fz_predlozhili_obedinit_zachem


Другие новости

24 июня

В разделе «Управление тарифом» появились новые возможности. Теперь вы можете самостоятельно продлить оплату в Маркете и перейти с монотарифа «ЕГАИС», «Маркировка» или «Меркурий» на тариф «Все госсистемы» без помощи специалистов отдела продаж.

21 июня

С 1 июля 2024 года общепит переходит на новые правила работы с порционным крепким алкоголем. В Контур.Маркете готово решение, которое поможет вам подготовиться к изменениям уже сейчас. В этой новости разбираем, как общепиту соблюдать закон, а еще рассказываем про предстоящее обновление Маркета по части работы с крепким алкоголем.

20 июня

С 1 июля 2024 года становятся обязательными новые требования по работе с крепким алкоголем в общепите. Нужно будет сообщать в ЕГАИС о продаже и использовании каждой порции крепкого алкоголя: целая бутылка, рюмка или бокал, коктейль. Рассказываем, как будет работать интеграция.

19 июня

С 1 апреля 2024 года розничные магазины, которые продают новые товары легпрома, должны сканировать код маркировки формата Data Matrix на кассе, чтобы отчитываться о продажах в Честный знак. А с 1 июля 2024 года вступают в силу новые правила, запрещающие продажу немаркированных остатков новых товаров легкой промышленности. Остатки необходимо промаркировать до 1 октября 2024 года. Маркет поддержал новые требования, подробнее о нашем решении — в новости.